воскресенье, 20 мая 2018 г.

Жизнь для него представляется серией игр. Образ Рейнхарда Гейндриха в литературе.



Давайте поговорим об антропойде, обергруппенфюрере СС, главе РСХА и просто исполняющим обязанности имперского протектора Богемии и Моравии - Рейнхарде Гейндрихе, выглядевшим на фоне заправил третьего рейха истинным арийцем.
Его отец работал учителем музыки и обладал большими творческими амбициями. Все члены семьи знали, что папа страстно почитает Вагнера, злые языки называли его творчество подражанием великому гению. Но музыка не особо повлияла на Рейнхарда он, мог поддержать разговор на эту тему, но писать музыку не стремился.
Каждому свое, хотя лучше бы он музицировал.
Однако, вся его жизнь и деятельность не оставили равнодушными творческих людей. Правда не музыкантов, а писателей. Причём творивших в очень специфическом жанре литературы – антиутопии. Причем антиутопию в альтернативном настоящем, то есть написанную про ситуацию, которая могла бы возникнуть, если бы вместо одних тенденций мирового развития начали доминировать другие.
Проще говоря, если бы страны оси выиграли войну.
Рассмотрим, как описан Рейнхард Гейндрих в романах Роберта Харриса «Фатерланд» и Филиппа К. Дика «Человек в высоком замке».
Начнем с опубликованного в 1964 романа американского писателя-фантаста Филиппа К. Дика «Человек в высоком замке». Кстати, это было первым произведением в жанре альтернативной истории, удостоенным премии «Хьюго».
Для начала пара слов о месте творчества Дика в истории фантастической литературы. Именно его отцы-основатели киберпанка (прежде всего Уильям Гибсон) провозгласили духовным прародителем этого жанра, хотя он что называется не претендовал от слова совсем.
Чем характерен киберпанк?
Если кратко, то страхом перед обществом будущего, подавляющего человека невероятным (или вероятным) прогрессом технологий.
Чем характерно творчество Филипа Киндреда Дика?
Страхом перед социальными конструкциями общества будущего. Технологии, конечно, тоже играют роль где-то даже решающую, но проблемы, порождаемые ими, только продолжение проблем социума.
Теперь вспоминаем, о чем был написан роман Дика, и понимаем, что тема бездушного социального уродства, завоевавшего свое будущее, как нельзя лучше подходит этому автору.
Повествование предстает перед нами в форме сюжетных линий нескольких персонажей иногда чуть соприкасающихся, иногда слабо связанных. Само действие происходит в части США, подконтрольной Японии, посему Рейх и происходящее в нем нам видится через призму новостных выпусков и прочих разговоров персонажей.
Мир поделен на троих Германией, Италией и Японией, причем Италия находится в зоне влияния Германии, таким образом существует всего два полюса силы, эдакая максимально обостренная ситуация холодной войны.
Гитлер из-за сифилиса головного мозга (память о нищей венской юности, как рассуждает один из героев) отходит от дел, превращаясь в ритуальную фигуру. Реальный глава третьей империи Борман умирает на момент начала романа и начинается борьба за власть.
Претендентов много, но быстро становится понятно, самые реальные среди них это Гейндрих и Геббельс.
Кстати, вот такую характеристику фашисткому оберпалачу дают во внутренних документах японского МИДа:
«Герр Р. Гейдрих. Гораздо моложе всех вышеперечисленных, принимавших участие еще в перевороте 1932 года. Карьерист из элиты СС. Будучи подчиненным Гиммлера, возможно сыграл определенную роль еще в не до конца объясненной смерти Гиммлера в 1948 году. Официально устранил других соперников из полицейского аппарата, таких как Эйхман, Шелленберг и так далее. Говорят, что многие члены национал-социалистической партии боятся этого человека. Ответственный за надзор над Вермахтом после прекращения военных действий и известной стычки между полицией и армией, что привело к реорганизации правительственного аппарата, когда власть НСДАП еще больше возросла. Всегда поддерживал Мартина Бормана. Продукт исключительного воспитания, которое предшествовало так называемой замкнутой системе. Говорят, что в традиционном смысле лишен эмоциональности характера. Его побуждения составляют тайну. Вероятно, можно было бы сказать, что жизнь представляется ему последовательностью игр. В некоторых технократических кругах находят, что ему присуща особая квазинаучная отрешенность. В идеологических дискуссиях участия не принимает. Вывод: является типичным для времени, последовавшим за веком просвещения, свободен от так называемых неизбежных иллюзий, как то: вера в бога и тому подобное.
Значение термина «так называемый реалистический склад ума» так и не смогло быть понятым нашими учеными-социологами в Токио, поэтому этот человек должен расцениваться под знаком вопроса. Тем не менее, следует взять на заметку распад эмоциональности, присущий патологической шизофрении».

Одна из тем романа напрямую связана с Гейндрихом и рассказывает нам об очень сложном выборе.
Офицер Абвера Рудольф Вегенер сообщает японцам, что при разделе сфер влияния среди нацистских группировок эсэсовцам достался космос, в смысле, колонизация солнечной системы. Надо сказать, что Рейх в данной книге совершил огромные успехи в космонавтике. А партии (НСДАП) досталось право на управление оккупированными японскими территориями. Ну а для их оккупации осталась сущая мелочь необходимо развязать новую мировую войну с ядерным оружием и концом света. Соответственно лидер партии Геббельс заинтересован воевать с империей восходящего солнца, дабы упрочить своё влияние. В противоположность ему Рейнхард Гейндрих настроен на мирную линию с японцами, предполагая направить экспансию в космос.
Эту информацию вместе с доказательствами Вегенер сообщает правительству микадо, встреча происходит в Сан-Франциско, месте действия романа, и предлагает поддержать вешателя, как за глаза называют Гейндриха.
Японцы в ужасе! Ведь это значит – выступить на стороне самой зловещей касты в Рейхе воплотившей в жизнь геноцид, эксперименты над людьми, замковую систему образования (подробно не объясняется, что сиё есть, но по намекам можно предположить, после войны готовить офицерский состав СС стали в рамках совершенно новой системы образования, где методика формирования сознания была подобна сектантской).
Но альтернатива этому гибель в ядерной войне и потому выбор очевиден.
Отказавшись от политического убежища, Вегенер возвращается в Берлин, где спокойно относится к своему аресту и вероятной гибели от пыток. Выбрав между ядерным концом света и поддержкой Гейндриха, он чувствует за собой такую вину, что жить ему явно не хочется.
И это блестяще характеризует этого деятеля. Гейндрих — такое злое зло, самая страшная вероятность развития нацизма, реализация которой отбивает охоту жить.
Итак, закрепляем образ Рейнхарда Гейндриха в романе:
1.  Безличность. Мы даже из далека не видим его как живого человека, он просто олицетворяет собой некую силу в нацисткой иерархии.
2.  Безжалостность. Совершенно спокойно уничтожает как врагов, так и друзей.
3. Приход или возможность прихода Гейндриха к власти резко обостряет ситуацию для героев, по сути, запуская завязку конфликта, т.е. с таким лидером нацизм становится совершенно невыносимым.
5. Интересная деталь: предыдущий рейхсфюрер СС Гимлер загадочно погиб еще раньше, чем Гейндрих пришел к власти.

1994 год в Англии (автор тоже англичанин). Вышел роман «Фатерлянд». На родине произведение становится бестселлером. Продано три миллиона копий, снят фильм, что как известно всегда способствует популярности у так называемого широкого читателя.
Многие называют его роман триллером или детективной антиутопией, а вот мне кажется, что это такой нуар, гуляющий сам по себе.
Представляете себе обычный нуар? Ночной или вечерний город, строгие костюмы серых тонов, джаз (или классическая музыка, если мы говорим о раннем периоде), слившиеся в алхимическом браке полицейские бандиты и местные власти, циничный герой, работающий частным детективом, готовый под влиянием роковой героини бросить вызов системе…
Теперь мысленно переоденьте почти всех героев в различные виды нацисткой формы, возведите вокруг Берлин гитлеровского будущего из проектов Альберта Шпеера, уберите подальше джаз, и вы получите - «Фатерлянд»!
На мой взгляд конструкция получилась удачной. Почему? Для нуара характерно показывать власти, что местные, что федеральные (жанр появился в США, посему реалии тоже их), либо ненадежным союзником, либо откровенным врагом. Теперь вспомним, что действие происходит в государстве под названием третий рейх и эта жанровая условность становится, как влитая!
Вместо коррумпированных судей, шерифов, прокуроров и мэров, мы видим эсесовских палачей, отчего картина приобретает четкую бескомпромиссность.
В начале романа главный герой не является антифашистом, он стремится уйти во внутреннею оппозицию – делать свое маленькое дело и жить делами своей семьи. Однако, мечты эти более чем наивны. Жена героя разводится с ним, ведь его замкнутость трактуется как ассоциальность, а это уже почва для ненадежности. Таким образом, бессознательная оппозиционность приводит героя к изоляции, социальные связи помогает поддерживать только работа.
По иронии судьбы он работает в гестапо. Всю жизнь он трудился в криминальной полиции, которую с подачи того же Гейндриха (это, кстати, реальный факт) включили в состав гестапо со всеми вытекающими последствиями.
Что ж герой тоже получился типичным для нуара. Человек, не принимающий систему, но являющийся её частью, оказывается вытеснен на обочину карьерного автобана.
И тут происходит убийство видного партийного бонзы, участника Ванзейского совещания. Именно на этом мероприятии была принята программа так называемого окончательного решения еврейского вопроса.
В ходе расследования герой понимает, что за убийством партайгеноссе стоят еще более высокопоставленные чины рейха. Вообще дело попало в криминальную полицию по чистой случайности или лучше сказать по оплошности.
В ходе расследования герой знакомится с американской журналисткой, общение с которой приводит его тихое недовольство нацизмом к сознательному противостоянию. То есть роковая женщина помогает скрытому конфликту дойти до точки кипения, тоже достаточно типично для нуара.
Короче выясняется, что рвущийся к власти Гейндрих проводит большую зачистку среди нацистов, причастных к преступлению против человечества. Германия готовится к потеплению отношений с США, и прорабы геноцида должны исчезнуть! Ведь если американское общественное мнение воспримет информацию об истинном лике третьей империи, то никакого потепления отношений не получится.
Это,  очень слабый момент в логике сюжета книги. Получается, что преступления нацизма остались совершенно незаметны для сохранивших независимость стран Запада. Готовы ли вы поверить, что уничтожение миллионов человек можно скрыть от стран, обладающих эффективной разведкой, и что ни один из американских политиков не додумался использовать такой компромат в «холодный» период отношений с Германией?
В общем, герой гибнет, давая героине время сбежать в США с доказательствами преступлений нацизма.
Давайте же посмотрим каким здесь предстаёт Гейндрих… А никак не предстает, он что называется за кадром.
Его образ вырисовывается в новостях, разговорах персонажей и общей канве происходящего.
В итоге получается следующее:
1.   Придя к власти Гейндрих показывает полную беспринципность: уничтожает собственных подельников, в которых отпала необходимость.
2.   Исполнителями его решений выступают самые неприятные персонажи типа эсесовца по кличке Глобус, кстати, списанного с реально существовавшего гитлеровца.
3.   Если планы Гейндриха по разрядке отношений между Германией и США воплотятся в жизнь, нацисты усилятся.
4.  Беспринципность. Или лучше скажем так, нацистская идеология для него явно на втором месте по сравнению с требованиями реальной политики, будь то потепление в отношениях с США или борьба за власть в Рейхе.
В общем, он предстает самой сутью режима, его личностным воплощением. Несмотря на его закадровость, мы понимаем, что именно ему противостоят главные герои. Этим он напоминает Саурона из властелина колец.

Нетрудно заметить, что Гейндрих из Фатерлянда срисован с Рейнхарда из «Высокого замка». Только у Дика поддержка вешателя подается в мотивах сюжета сделки с дьяволом, фатерлянд же целиком замешан на пафосе осознания зла и борьбы с ним.
ИМХО конкретно в структуре этих произведений такое виденье образа логично и позволяет донести конкретные смысловые посылы. Но делает оберпалача слишком загадочным. Человек с железным сердцем (так Гейндриха характеризовал Гитлер в речи на его похоронах) ждет повествователя, который расскажет очень простую, но важную вещь. Про талантливого и честолюбивого парня, который несмотря на трудности шел к успеху, про парня, похожего на нас, превратившегося ради карьеры в белокурую бестию.

P.S. Жалко что никто не заметил целую сюжетную линию, которую содержит биография Гейндриха. На её основе можно снять чернушную пародию на романтический фильм о любви. Ну представляете себе сюжет, где человек колеблется между браком, открывающим карьерные возможности и подлинной любовью, разумеется выбор делается в пользу чувства, после чего двое уезжают в закат.
В свое время Гейндрих так и поступил.
Будучи лейтенантом флотской разведки, он был помолвлен с дочерью начальника военно-морской верфи в Киле (по другим данным, с дочерью хозяина крупнейшего металлургического холдинга «IG Fabernim»). Талантливому и волевому юноше это сулило вхождение в круг избранных с блестящей карьерой в придачу.
Однако в декабре 1930 года на одном из балов Гейдрих познакомился с Линой фон Остен, сельской учительницей, на которой он женился в декабре следующего года. По другой, более романтичной версии, Райнхард спас девушку, когда лодка на которой она плавала с подругой перевернулась.
Отец отвергнутой невесты обратился к главе ВМФ  адмиралу Эриху Редеру с просьбой повлиять на Гейдриха. По кодексу чести ВМФ Гейдрих совершил тяжкий проступок, имея два романа одновременно. На заседании суда чести Редер заметил, что дочь «такого человека» достойнее «деревенской простушки», Гейдрих же ответил просьбой не вмешиваться в его выбор. В апреле 1931 года адмирал Редер отправил Гейдриха в отставку за «недостойное поведение». И влюбленные уехали в кровавый закат.
Попробовавший безработицу на вкус, Гейндрих примкнул к нацистам и сделал карьеру в СС. А сделай Рейнхард другой выбор, был бы у Гитлера просто талантливый адмирал или капитан. Учитывая роль немецкого флота во второй мировой, не так уж и страшно!
Обидно, что этот сюжет не востребован до сих пор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий