вторник, 15 января 2013 г.

Состояние проедания

В новогодние праздники лезли в голову мысли о будущем. Куранты закончили бить, рождественская звезда погасла вместе с праздником, подошли рабочие будни, а я всё перекатывал идеи по извилинам и перекатывал.
Думал я о нашем заполярном субъекте. Я не узнал чего-то нового, даже сенсационных предположений не выдвинул, просто обобщил немного известных мне сведений.
Итак, наш бюджет сейчас называют социальным или социально-ориентированным и вроде даже с полным правом на такие слова.
Тринадцатого декабря 2012 г. я имел честь оказаться на экспертном семинаре, посвящённом особенностям развития арктических субьектов РФ, так там одна тётка-экспертша, профессор МГУ, услышав от Нинель Семяшкиной о специфике трат нашего бюджета, вообще назвала его социалистическим.
Собственно тогда у меня и возникли сомнения поначалу слабые, ведь социалка в расходах округа на тринадцатый и предшествовавшие годы действительно выпячена от души. Однако со временем они только усиливались, вот посмотрите сами. Возрождённый рыбокомбинат изначально запланирован убыточным, годовой минус от него будет составлять сто пятьдесят миллионов. Верхи говорят - новые рабочие места того стоят. Неплохо, но люди, которые придут работать, окажутся очень уязвимыми, стоит упасть ценам на нефть, обеспечивающим доход нашего края.
Спортивный комплекс в деревне Коткино
И ведь на горбу бюджета не один рыбзавод. Физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры, ФАПы и увенчивающий всё это КДЦ «Арктика», гордо сидят рядом свесив ножки. Это не считая субсидий перевозчикам и коммунальщикам, без начисления которых цены на билеты и тарифы взлетят до небес, плюс армия бюджетных работников от специалиста окружной администрации до медсестры-акушерки.
«Ну и что тебе не нравится?» - спросят меня – «Деньги должны работать на жителей, просто так их не раздашь, вот и создаются убыточные предприятия, чтоб у людей работа была».
Это называется проедание без заботы о будущем, скажу я. Насколько хватит ископаемых? Пятьдесят лет? Сто? Сто пятьдесят, если сильно повезёт?
А дальше что?! Можно, конечно, сказать: потомкам будет виднее, мало ли какие в будущем появятся возможности. Хорошо, но ведь так можно дождаться крепкого словца от оказавшихся в выкачанном и загаженном тупике потомков, ведь не факт, что будущее будет хорошим только по нашему хотению.
А как тогда быть?
Мне кажется, что в основу стратегии развития нужно положить две вещи: отказ от гигантомании и упор на развитие инфраструктуры.
Культурно-деловой центр Арктика
Зачем нам большой рыбзавод, через который в никуда летят миллионы, если можно создать сеть приёмных пунктов с цехами рыбообработки. И если мы так заинтересованы в рабочих местах, почему не озаботится тем, что наши рыболовецкие колхозы фактически перестают быть градообразующими предприятиями (чтобы таковым считаться надо, чтобы у тебя работало семьдесят процентов жителей населённого пункта). Или зачем строить КДЦ, большая часть, которого разбита на комнаты, в то время как повсеместно принято проектировать такие помещения с огромным и подавляющим остальные площади залы со сценой. И это правильно ведь такие здания строят для показа представлений. Хотя не суть, главная моя претензия в том, что здание могло быть и поскромнее, не требующее огромных затрат на содержание.
И инфраструктуру, как известно, дороги упрощают, удешевляют и сближают, в этом направлении даже кое-что предпринято, и слушая на последнем в 2012 году собрании молодёжной палаты Сергея Коткина, я понял, что лёд в очередной раз обещали тронуть. Боюсь только, что это обещание может оказаться столь же бесперспективным, как и все прочие.
Главное же, что должны понять окружные боссы – лучше малогаборитное, но доходное, чем гигантская прореха.

Комментариев нет:

Отправить комментарий