воскресенье, 16 июня 2013 г.

НАСИЛЬНО МИЛ НЕ БУДЕШЬ: ОКРУГ, ОБЛАСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ


В ЛИХОЛЕТЬЕ

Исторически земли русского севера, на которых сейчас раскинулись Архангельская область и НАО развивались вместе.
При Советской власти в январе 1929 года, на съезде ненцев-оленеводов всех тундр решили создать Ненецкий округ. При этом бюджет у округа и области оставался общим.
Но в ходе своего динамичного развития в период СССР округ почувствовал нужду в собственных деньгах. Основываясь на своём опыте руководства нашим регионом, Юрий Степанович Романов пришёл к выводу, что систему взаимоотношений с центральной властью наиболее опти­мально выстраивать напрямую. Поставив этот вопрос перед Москвой, он смог его решить в 1990 году, еще в Советском Союзе.
Так что в демократическое лихолетье Округ вошел, гордо потряхивая собственным бюджетом, и это было достижение.
Однако, девяностые отличались противоречивостью. И ельцинская конституция добавила свою лепту этого добра в соседские отношения двух субъектов. Шестьдесят пятая статья основного закона говорила, что округ и область равноправные регионы Российской Федерации, а шестьдесят шестая указывала на вхождение территории округа в состав области. Как можно быть равноправным и входить в состав, конституция умалчивала.
Непонятно было многое, например, могут ли жители округа избирать своего депутата в областное законодательное собрание или нет? Только после решения Конституционного Суда Российской Федерации о взаимоотношениях Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с Тюменской областью в этом вопросе наступила  ясность.
В 1998 году на выборах победил А.И. Саблин. Свою деятельность он обещал строить на принципах сотрудничества с ад­министрациями и области, и округа, отстаивать права Округа как субъекта Федерации, закрепленные Конституцией. Искать точки соприкосновения интересов округа и области, разрабатывать формы их реализации.
По этим программным обещаниям победителя можно сделать выводы, что и большинство избирателей считало округ самостоятельным субъектом, но сжигать все мосты с областью не хотело.
  
УПУЩЕННЫЙ МОМЕНТ

Казалось, только один шаг отделяет округ от самостоятельности, достаточно просто заключить договор. Конституция это право гарантировала. Инициатива здесь должна исходить от исполнительной власти. Но, до самого 2003 года никакого стремления начать переговоры окружная власть не проявляла.  Договоры подписывались даже с Калмыкией, но только не с Архангельской областью.
А тем временем Госдума на основе большинства голосов фракций «Единая Россия» и ЛДПР приняла закон «О внесении изменений и до­полнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
В соответствии с этим законом, большинство федеральных налогов, ранее поступавших в бюджет округа, зачислялись в бюджет Архангельской области, а часть полно­мочий органов власти округа на территории Ненецкого автономного округа должна осуще­ствляться органами власти Архангельской об­ласти, если иное не будет предусмотрено до­говором между округом и областью.
Действие закона началось с июля 2003 года, отныне округ столкнулся не только с бюджетными проблемами, но под вопросом оказалось само его существование как субъекта Российской Федерации.

ПЕРЕБРОСКА ПОЛНОМОЧИЙ

В отличие от других «матрёшечных» регионов отношения округа и области имеют интересную особенность. В других случаях бедного присоединяют к богатому, а у нас наоборот. Стабильно находящиеся в трудном финансовом положении Архангельские руководители наверно искренне полагали  перераспределение и стоящие за ними деньги своеобразным подарком от федерального центра. Однако, реальность над ними посмеялась.
Прежде всего, угроза нависла над федеральными дотациями, поддерживающими бедную область. Ведь теперь доходы области учитывались с поступлениями от налогоплательщиков, зарегистрированных в НАО, и значит область стала менее нуждаться. А ведь речь идет о нескольких миллиардах рублей из фонда финансовой поддержки субъектов Федерации. Минфин уменьшал дотации на ту сумму, которая поступила от налогоплательщиков НАО.
Думаете,  что Архангельск всё равно оказался в плюсе? А вот здесь начинается самое интересное.
В 2008 году, пока цена на нефть росла, область выигрывала от исполнения полномочий. Когда разразился кризис часть компаний, работающих в округе, заявила о сокращении инвестиционных программ. На уровне федерального центра было принято решение о налоговых послаблениях для нефтяников. Сумма, полу­ченная областным бюджетом из НАО, уменьшилась, но взятые на себя полномочия пришлось исполнять.
Округ кризис задел вскользь: его основные доходы составляют налог на имущество и транспортный налог.
Собственно ноги у нынешнего возвращения полномочий областью отсюда и растут. Наше руководство этим фактом очень гордится. Но давайте подумаем вот о чём. После кризиса, последствия которого сказываются до сих пор, загребать полномочия под себя Архангельску не выгодно, ведь он тратит больше, чем получает. Поэтому округу и возвращают полномочия одно за другим, но временно, все договора заканчиваются в 2022 году, а дальше их можно будет заключить, только если обе стороны не против.  
Получается, в области решили выждать, когда полномочия снова начнут приносить выгоду.
Вы видите в этой ситуации хоть одну заслугу нынешнего руководства? Лично я – нет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий