пятница, 25 марта 2011 г.

К вопросу о развитии оленеводства как этнообразующей отрасли сельского хозяйства Ненецкого АО 1994-2005 гг.




К вопросу о развитии оленеводства как этнообразующей отрасли сельского хозяйства Ненецкого АО 1994-2005 гг.


1.      Проблемы постсоветской эпохи в НАО.
В конце 1980 – первой половине 1990 гг. модель освоения территории Ненецкого автономного округа переходит от стратегического к ресурсодобывающему типу. Резко снижается-финансирование научно исследовательских и оборонных программ, в том числе и на территории Ненецкого округа. В связи с осложнившейся в регионе социально-экономической обстановкой численность населения за 1989 – 2002 гг сократилась с 53,9 до 40,8 тыс. человек.[i]
За последнее десятилетие ХХ в. округ преодолевает негативные последствия этого перехода. Сложившаяся парадигма развития связана с началом «большой» добычи нефти в северной части Тимано-Печорья, а также с укреплением позиций нефтегазового сектора в качестве лидера национальной экономики, вызывающего приоритетное внимание не только органов власти округа, но и всей России.
Такое отношение оправдывается тем, что доля добычи полезных ископаемых в составе валового регионального продукта равняется 74,6%, а всё сельское хозяйство вместе с охотопромыслом дают лишь 0,5 %.[ii] Именно налоговые отчисления добывающей промышленности позволяют окружной администрации вести эффективную социальную политику.
Противоречие этой ситуации состоит в том, что низкая эффективность аграрного сектора приводила к сокращению рабочих мест и уменьшению заработков тружеников села. Во всём сельском хозяйстве округа было занято примерно три тысячи человек, из них две тысячи – представители коренных малочисленных народов Севера.[iii] Таким образом положение в отрасли приводило к снижению результативности социально – экономической политики, причём в таком важном направлении, как поддержка и сохранение традиционного образа жизни и культуры малочисленных народов Севера.
Одной из мер перестройки было уравнение всех форм собственности, в оленеводстве это давало равные права и устоявшимся колхозам и фермерам – одиночкам и семейно родовым общинам. Многие хозяйства округа сменили форму собственности, предполагая, что таким образом лучше приспособятся к условиям рынка. Однако лишившись дотаций советской эпохи, оленеводство оказалось в кризисе, о чём свидетельствуют количественные показатели.
В ходе экономических преобразований 1990 гг. поголовье оленей сократилось в 1,13 раза (на 22,2 тыс. голов)[iv]. К 2006 г. по данным госкомстата РФ общая численность оленей в НАО составила 166,3 тыс. голов[v], в то время когда оценки экспертов показывают - оленнеёмкость пастбищ округа - 180-190 тыс. голов (соответствует показателям 1980 г).[vi] Сокращение рынка сбыта сделало производство нерентабельным. Кризисные явления привели к тому, что структура стад ряда СПК перестала быть оптимальной для мясотоварного производства и больше напоминает хозяйство до введения сменно – звеньевого метода.[vii]
Стремясь вывести оленеводство из кризиса, органы власти Ненецкого АО пытаются возродить способ поддержки, практиковавшийся в советское время – дотационный. Значительную роль здесь играет собрание депутатов.
Три первых созыва собрания депутатов Ненецкого автономного округа избирались по мажоритарной системе.
Первый созыв Собрания депутатов Ненецкого автономного округа начинает свою работу весной 1994 года. В нём состояло 15 депутатов. Среди органов Собрания депутатов образуется постоянная комиссия по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера. Эта комиссия просуществовала все последующие созывы, с 2009 г. её полномочия расширились, она занялась вопросами экологии и природопользования.[viii]
Во главе комиссии была поставлена Терлецкая Ольга Семёновна,  родившаяся недалеко от Индиги в семье оленевода.
По инициативе заместителя председателя комитета по вопросам социально – экономического развития округа Ануфриева Георгия  Степановича именно в первый созыв возродилась практика дотационной поддержке сельского хозяйства в округе. К сожалению, до 2000 г. колхозам доставалась только одна треть из заложенной в бюджете статьи расходов на дотации сельским производителям.[ix]
В принятом тогда Уставе НАО и других нормативных актах вводились гарантии прав малочисленных народов Крайнего Севера. Признавались и гарантировались права ненцев на сохранение и развитие уклада жизни, культуры, языка, среды обитания, ведения традиционных отраслей хозяйствования. Вопросы социально-экономического развития решают органы государственной власти и управления округа, согласно Уставу решаются с участием ассоциации ненецкого народа «Ясавэй». С целью сохранения и развития, исторически сложившихся способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов, а также самобытной культуры ненецкого и других малочисленных народов Севера, принято решение об образовании территории традиционного природопользования. Часть платежей поступающих в бюджет округа от использования недр, расположенных на территориях заселённых представителями ненецкого и других малочисленных народов Севера направляется на их социально-экономическое развитие.[x]
Закон распространял меры по социальной защите ненецкого народа в равной мере на представителей других народов, занимающихся традиционными видами хозяйствования на территории округа.
Однако, экономические и социальные  трудности эпохи девяностых, которые отразились на положении в округе, затруднили исполнение этих мер.
В собрании депутатов Ненецкого автономного округа второго созыва (1996 – 2000 г.) постоянную комиссию по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера возглавил  Выучейский А. И.
В 1997 г. Собранием принимается закон, по которому оленеводческие хозяйства были освобождены от оплаты за пастбищные угодья. А в 1998 в расходной части бюджета закрепляется статья по дотациям на животноводческую продукцию.
В третьем созыве из пятнадцати депутатов представитель коренных и малочисленных народов только один – Выучейский Александр Иванович. Он войдёт в состав комитета по законодательству.[xi]
Комиссию по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера возглавляла Агапова Зоя Александровна, журналист по профессии.
Анализ распределения депутатов по комиссиям показывает, что в каждый из трёх созывов в постоянной комиссии Собрания депутатов НАО по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера состоял только один человек.
Минимальный численный состав (1 человек во всех трёх созывах) постоянной комиссии по делам ненецкого и других малочисленных народов севера свидетельствует о недостаточном внимании к проблемам, находящимся в её компетенции. Вместе с тем эти вопросы решали другие органы собрания депутатов НАО.
Именно третий созыв собрания депутатов Ненецкого округа принимает закон об оленеводстве, действующий, после восьми редакций, и теперь. Благодаря нему государственная поддержка оленеводства становится защищённой расходной статьёй бюджета.
Также законом юридически закрепляется понятийный аппарат отрасли, само понятие «оленеводство» определено как «традиционно сложившийся этносохраняющий  вид хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, направленный на сохранение, разведение и использование домашнего оленя». [xii]Данное определение свидетельствует о понимании важности этой отрасли имеющей не только экономическое значение.
Закон регулирует правовой статус оленьих пастбищ, объявляет равенство оленеводческих хозяйств всех форм собственности. Предусматриваются меры по сохранению и развитию культуры коренных малочисленных народов Севера. Многие статьи закона предполагают взаимодействие с общественными организациями, например «Ассоциацией ненецкого народа «Ясавэй» и определяют в каких случаях отношения регулируются Администрацией округа (например при клеймении), а в каких на основе договоров между хозяйствующими субъектами (при использовании оленеводами округа земель, расположенных на территории других субъектов РФ).
Несмотря на все попытки исправить положение в оленеводстве с помощью восстановления системы субсидирования положение в отрасли остаётся тяжелым. Постсоветские ассигнования исчисляемые сотнями миллионов (в 2006 г. – свыше 211 млн. руб.)[xiii] не дали ожидаемого результата, лишь в 7 из 15 СПК государственная поддержка перекрывает убытки от хозяйственной деятельности. Необходимо либо увеличивать выделяемую сумму, либо менять сложившуюся систему, так как она позволяет выживать в тяжелых условиях, но не решает проблемы породившие их.
Наиболее значимые из них:
-проблема инфраструктуры. Неразвитость транспортной сети в округе приводит к существенному удорожанию продукции на тот момент когда она оказывается у потребителя, а следовательно ослабляет её конкурентоспособность;
-проблема доступа к благам цивилизации в условиях кочевья. Условия жизни и работы в населённом пункте, позволяют иметь доступ к большему количеству благ чем в условиях кочевья. По этой причине молодые кадры не стремятся идти в оленеводы;
-отсутствие централизованного подсчёта оленей крайне затрудняет анализ ситуации в отрасли.
Решение этих проблем требует столь крупных денежных средств, что под силу только региональным или даже федеральным органам власти. Зарубежный опыт свидетельствует -  оленеводство можно сделать доходной отраслью. Достаточно вспомнить о значительных цифрах поголовья северных оленей в: Финляндии — 2100 тыс, Швеции  — 250 тыс, Норвегии  — 129 тыс, США (Аляска)  — 30 тыс, Канаде  — 9 тыс. Как правило, зарубежные хозяйства могут позволить себе технику, к ним проложены дороги, а их пастбища обнесены специальными изгородями.[xiv]
Оленеводство имеет потенциал для развития. Существует мировой опыт (например, освоение нефтяных ресурсов Аляски компаниями США) который показывает - увеличение присутствия нефтедобывающих компаний может повлечь за собой расширение рынка сбыта продукции оленеводства. Важным и быстро развивающимся сегментом потребления оленины сегодня является ресторанный бизнес. Он заинтересован в оленине как продукте с низким содержанием жиров имеющий «эксклюзивный» и «экологичный» характер, однако для его популяризации необходимы серьёзные вложения в маркетинговую компанию. Не стоит забывать о возможности реализации продукции оленеводства в качестве сырья для сувенирных изделий. Также большие возможности имеет торговля пантами (молодых рогов оленя).
Рост поголовья оленей Ямало-Ненецкого автономного округа с 490 тысяч в 1990 г. до 631 тысячи в 2006, подтверждает, что отрасль может не только функционировать, но и развиваться.[xv]
В качестве вывода хотелось бы сказать о необходимости восстановления системы мониторинга в отрасли, без которой дотации в принципе не могут быть эффективны. Также округу необходимо провести модернизацию отрасли. Инвестиции для этого можно привлечь, создав с помощью законодательства выгодные условия для вложения средств в оленеводческие хозяйства, например определённые налоговые льготы для экономических субъектов, инвестировавших свой капитал.
Но для создания льготного законодательства такого рода необходимо сделать комиссию Собрания депутатов по делам ненецкого и других малочисленных народов Севера полноценным органом усиленным количественно, причём желательно чтобы его члены имели опыт работы в руководстве СПК.


[i] Лашов Б. В., Лашов В. В. Крайний север, автономные округа и малочисленные народы. Москва, 2008 г.
[ii] Лашов Б. В., Лашов В. В. Крайний север, автономные округа и малочисленные народы. Москва, 2008 г.
[iv] Программный проект администрации НАО. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого округа на перспективу до 2030 г. Нарьян-Мар – Санкт-Петербург 2008-2009 гг. ст. 2. с. 14
[v] Лашов Б. В., Лашов В. В. Крайний север, автономные округа и малочисленные народы. Москва, 2008 г.
[vi] Программный проект администрации НАО. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого округа на перспективу до 2030 г. Нарьян-Мар – Санкт-Петербург 2008-2009 гг. ст. 3. 4. 1. с. 40.
[vii] Программный проект администрации НАО. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого округа на перспективу до 2030 г. Нарьян-Мар – Санкт-Петербург 2008-2009 гг. 3. 4. 1. с. 40.
[viii] «15 лет реальных дел» сборник статей 2009 г.
[ix] Почечикин В. Д. Вокруг и около рынка. //Выбор НАО. - 2010 г. - 4 ноября. – с. 4-5.
[x] № 552-оз «Устав Ненецкого автономного округа». от 11 сентября 1995 г.
[xi] «15 лет реальных дел» сборник статей. Нарьян-Мар. 2009 г.
[xii] № 341-ОЗ «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе». От 28 февраля 2002 г.
[xiii] Программный проект администрации НАО. Стратегия социально-экономического развития Ненецкого округа на перспективу до 2030 г. Нарьян-Мар – Санкт-Петербург 2008-2009 гг. 3. 4. 1. с. 40.
[xiv] http://www.help-rus-student.ru
[xv]Лашов Б. В., Лашов В. В. Крайний север, автономные округа и малочисленные народы. Москва, 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий